опции монтирования для произвольной флешки

опции монтирования для произвольной флешки

Artem Chuprina
Хмутро.

Нужен совет.

У меня есть такая кривая конструкция:

zsh% cat /etc/udev/rules.d/65-local-usb-storage.rules
# Player
ENV{ID_SERIAL}=="T.sonic_320_10001080800011100528-0:0", \
        GOTO="skip_unknown_flash"

# Backup disk
ENV{ID_SERIAL}=="StoreJet_Transcend_310811C12547-0:0", GOTO="skip_unknown_flash"

# Photo camera's default card
ENV{ID_FS_UUID_ENC}=="E0FD-1813", SYMLINK+="disk/photo-camera-card", \
        GOTO="skip_unknown_flash"

KERNEL=="sd?1", SUBSYSTEMS=="usb", SYMLINK+="disk/unknown-usb-flash"

LABEL="skip_unknown_flash"

Существенно для вопроса тут последнее.  Если флешка не распознана
раньше, и на ней есть раздел номер 1, для него делается симлинк
/dev/disk/unknown-usb-flash.

Дальше в /etc/fstab прописано

/dev/disk/unknown-usb-flash /media/f vfat noauto,uid=1000,gid=1000,umask=0,dmask=0,fmask=0111,codepage=866,utf8,shortname=lower 0 0
/dev/disk/unknown-usb-flash /media/f1 auto noauto,nosuid,nodev

и в /etc/auto.misc (autofs) аналогично

f1              -fstype=auto,nosuid,nodev                       :/dev/disk/unknown-usb-flash
f               -fstype=vfat,uid=1000,gid=1000,umask=0,dmask=0,fmask=0111,codepage=866,utf8,shortname=lower        :/dev/disk/unknown-usb-flash
fntfs           -fstype=ntfs,ro,umask=0,nls=utf8        :/dev/disk/unknown-usb-flash

Что мне это решает?  В ранее максимально типичном случае вставления
флешки с msdos partition table и FAT на первом разделе свежевставленная
флешка либо вручную (mount /media/f), либо автоматически (обращением к
/misc/f) монтируется в соответствующее место _с нужными мне опциями_.

Если нужно перекачать что-то с одной флешки на другую, я сперва вставляю
одну, mount /media/f, потом вторую, /dev/disk/unknown-usb-flash
переключается на нее, cp /misc/f/... /media/f (или наоборот, тут не
важно).  И меня не волнует, кто там sdb, sdc, etc.  Иногда бывает,
какой-нибудь драйвер застрянет, займет наглухо sdb, и первая воткнутая
флешка оказывается sdc, вторая - sdd, но тут у меня нет этой проблемы.

USB disk тоже годится.

autofs на /misc настроена, если что, с таймаутом 4 секунды.  Т.е. через
4 секунды после последнего обращения флешку можно вынимать, если она не
моргает.  Впрочем, я всегда предварительно проверяю вывод mount.

Все довольно удобно, пока флешка с msdos partition table, FAT на первом
разделе, и больше ничего.  Но некоторое время назад у меня завелись
флешки, гм, не только с FAT, на который файл больше 4 гигабайт не лезет,
и кроме того, некоторые продаются без partition table, вот в частности
воткнутая сейчас - FAT, но /dev/sdb.  И сразу становится неудобно,
приходится опции монтирования писать вручную (умолчание для f1 годится
для любой файловой системы, но для любой неудобно).  Для NTFS отдельно
прописано, но можно прописать только на другой ключ, путь получается
другим, неудобно.

Хочется аналогичной по функциональности схемы, но способной справиться с
файловой системой, расположенной не только на sd?1, но и на sd? (тут,
впрочем, я, похоже, понял, что делать), и позволяющее ходить к
соответствующей файловой системе по пути, не зависящему от ее типа, но с
нужными опциями монтирования.  Краевое условие: с компьютером я общаюсь
словами, и интересующий компьютер может быть не только ноутбуком, за
которым я сейчас сижу, но и безмониторным сервером на антресолях, на
который я зашел по ssh.  Поэтому гуевые варианты отпадают.

Можете что-нибудь посоветовать?

Re: опции монтирования для произвольной флешки

Sergey Korobitsin-2
Artem Chuprina ☫ → To [hidden email] @ Wed, Mar 26, 2014 11:00 +0400

> [...]
>
> Хочется аналогичной по функциональности схемы, но способной справиться с
> файловой системой, расположенной не только на sd?1, но и на sd? (тут,

Поменять match в udev-е на sd??, так?

> [...]
> которым я сейчас сижу, но и безмониторным сервером на антресолях, на
> который я зашел по ssh.  Поэтому гуевые варианты отпадают.

Сходу в голову приходит обёртка для /sbin/mount, коряво, конечно, но
дефолтные опции оно сможет обеспечить.

--
Bright regards, Sergey Korobitsin,
Chief Research Officer

--
Вы не девушки, вы - "матёрые тётки"! :)
        -- Болат @ Fiesta

Re: опции монтирования для произвольной флешки

Vladimir Zhbanov
usbmount не смотрели? Не знаю, как насчёт 4-х секунд, всё
остальное, вроде, поддерживается, судя по README. Есть сомнение
насчёт устройств без разделов, у меня таких нет, проверить не
могу, но фраза "After a device or partition has been mounted..."
обнадёживает.

Sergey Korobitsin -> [hidden email]  @ Wed, 26 Mar 2014 13:28:36 +0600:

 SK> Поменять match в udev-е на sd??, так?

Нет, в случае матча по sd?1 удовлетворяться им и переходить в конец, а в
отсутствие матчить sd?.

 SK> Сходу в голову приходит обёртка для /sbin/mount, коряво, конечно, но
 SK> дефолтные опции оно сможет обеспечить.

Коряво, и требует рута.  Рута, конечно, на это можно дать, sudo стоит,
но все же...

Re: опции монтирования для произвольной флешки

Alexander Gerasiov-2
Wed, 26 Mar 2014 12:16:46 +0400
Vladimir Zhbanov <[hidden email]> wrote:

> [...]
> насчёт устройств без разделов, у меня таких нет, проверить не
> могу, но фраза "After a device or partition has been mounted..."
Умеет он диски без разделов.
Но я не совсем понимаю, чем Артёма не устраивает udisks2? Он вроде
умеет всё и даже больше и интегрируется со всякими dm если вдруг.

Re: опции монтирования для произвольной флешки

Victor Wagner
On 2014.03.26 at 14:19:00 +0400, Alexander GQ Gerasiov wrote:

> Умеет он диски без разделов.
> Но я не совсем понимаю, чем Артёма не устраивает udisks2? Он вроде
> умеет всё и даже больше и интегрируется со всякими dm если вдруг.

А он умеет НЕ делать то, что ему не велели? В тех udev- правилах,
которые выше по треду приводил Артем, я вижу несколько специфических
устройств, про которые явным образом сказано "этих - не трогать".
У udisks 1.x (который просто udisks)  я удобного способа сказать "на это
устройство - не дергаться" не нашёл. Впрочем, там крайне хреново с
документацией.

Artem Chuprina ☫ → To [hidden email] @ Wed, Mar 26, 2014 12:28 +0400

>  SK> Сходу в голову приходит обёртка для /sbin/mount, коряво, конечно, но
>  SK> дефолтные опции оно сможет обеспечить.
>
> Коряво, и требует рута.  Рута, конечно, на это можно дать, sudo стоит,
> но все же...

Гм, а зачем рута? Прописать в обёртке, что если монтируется такая-то FS
с таких-то девайсов, то параметры будут такие (по вкусу можно забить на
поданные вручную параметры, или как-то их обработать). Потом заменяем
оригинальный mount на нашу конструкцию (тупо, или через divert), и
дёргаем его (например, как /sbin/mount.orig) из своего скрипта, в том
числе, на любой чих, не запланированный нами, просто передавая ему $@

Sergey Korobitsin -> [hidden email]  @ Wed, 26 Mar 2014 18:26:56 +0600:

> [...]
 SK> оригинальный mount на нашу конструкцию (тупо, или через divert), и
 SK> дёргаем его (например, как /sbin/mount.orig) из своего скрипта, в том

mount соглашается работать без рута только если ему задан ровно один
параметр - точка монтирования либо устройство.  В любом другом случае
его нужно запускать от рута.

Alexander GQ Gerasiov -> [hidden email]  @ Wed, 26 Mar 2014 14:19:00 +0400:

 AGG> Умеет он диски без разделов.
 AGG> Но я не совсем понимаю, чем Артёма не устраивает udisks2? Он вроде
 AGG> умеет всё и даже больше и интегрируется со всякими dm если вдруг.

Не знаю, кто там нынче udisks2 (в stable - udisks 1), но из того, что
показывает косой взгляд на документацию на сайте, он как раз довольно
плохо работает с unknown device.  В смысле, известные девайсы ему можно
объяснить, куда и с какими параметрами, а неизвестные - нельзя.  Для
известных мне софт, требующий D-Bus, не требуется, спасибо, эта задача
легко решается и без него.

Artem Chuprina ☫ → To [hidden email] @ Wed, Mar 26, 2014 17:26 +0400

> [...]
>
>  SK> Гм, а зачем рута? Прописать в обёртке, что если монтируется такая-то FS
>  SK> с таких-то девайсов, то параметры будут такие (по вкусу можно забить на
>  SK> поданные вручную параметры, или как-то их обработать). Потом заменяем
>  SK> оригинальный mount на нашу конструкцию (тупо, или через divert), и
>  SK> дёргаем его (например, как /sbin/mount.orig) из своего скрипта, в том
>  SK> числе, на любой чих, не запланированный нами, просто передавая ему $@
>
> mount соглашается работать без рута только если ему задан ровно один
> параметр - точка монтирования либо устройство.  В любом другом случае

Ах да, точно.

--
Bright regards, Sergey Korobitsin,
Chief Research Officer
Arta Software, http://arta.kz/
xmpp:[hidden email]

Re: опции монтирования для произвольной флешки

yuri.nefedov
On Wed, 26 Mar 2014, Artem Chuprina wrote:

> [...]
> которым я сейчас сижу, но и безмониторным сервером на антресолях, на
> который я зашел по ssh.  Поэтому гуевые варианты отпадают.

   У меня udev + autofs настроены. На самом деле решение
   притырено у Stanislav Maslovski, но раз он не пишет,
   расскажу как у меня работает.

   в /etc/udev/rules.d/95-local.rules
# automount
SUBSYSTEM=="block", \
         ACTION=="add|remove", \
         ENV{DEVTYPE}=="partition|disk", \
         ENV{ID_BUS}=="usb|scsi", \
         ENV{ID_FS_USAGE}=="filesystem", \
         RUN+="/usr/local/sbin/autofs_udev"

   в /usr/local/sbin/autofs_udev
#!/bin/bash

echo " `date +%c`, ACTION= $ACTION" >> /tmp/autofs_udev.out
echo " DEVNAME= $DEVNAME, ID_BUS= $ID_BUS" >> /tmp/autofs_udev.out
echo " ID_FS_UUID_ENC= $ID_FS_UUID_ENC" >> /tmp/autofs_udev.out

if [ -z "${ID_FS_UUID_ENC}" ]; then
   # try to use LABEL
   echo " ID_FS_LABEL_ENC= ${ID_FS_LABEL_ENC}" >> /tmp/autofs_udev.out
   if [ -n "${ID_FS_LABEL_ENC}" ]; then
     printf -v ID_FS_UUID_ENC "${ID_FS_LABEL_ENC}"
   else
     exit
   fi
fi

MEDIA_NAME=${ID_FS_UUID_ENC}
case ${ID_FS_UUID_ENC} in
B6A1-A66A)
         MEDIA_NAME="Kingston"
         ;;
CAC1-3CDD)
         MEDIA_NAME="JetFlash"
         ;;
46CA8751CA873C65)
         MEDIA_NAME="SilverScreen"
         ;;
E6107A31107A08B7)
         MEDIA_NAME="AGEStar"
         ;;
c0710ba1-19dd-4ef8-b7bb-e5e953102472)
         MEDIA_NAME="ZalmanHE135"
         ;;
"Secure Tool")
         ACTION="remove"
         ID_FS_UUID_ENC=""
         ;;
esac
echo " MEDIA_NAME= $MEDIA_NAME" >> /tmp/autofs_udev.out

case ${ACTION} in
add)
         ln -sfn "/mnt/autofs/udev/${ID_FS_UUID_ENC}" "/media/${MEDIA_NAME}"
         ;;
remove)
         rm -f "/media/${MEDIA_NAME}"
         ;;
esac

echo " " >> /tmp/autofs_udev.out
   написано давно, но так и работает с отладочной печатью
   т.к. udev имеет привычку  менять формат вывода.

   В /etc/auto.udev
#!/bin/sh
# use autofs with UDEV for mounting USB removable media
# see /etc/udev/rules.d/95-local.rules
# based on script written by [hidden email]

echo " `date +%c`, arg= $*" >> /tmp/auto_udev.out
echo " UID= $UID, GID= $GID" >> /tmp/auto_udev.out

# the name of mount point _must_ be UUID or LABEL of the device
name=$1
if [ -z "$name" ]; then
     echo " name= $name is not the UUID or LABEL. Stop!"
     exit
fi
device=`blkid -U $name`
if [ -z "$device" ]; then
   #  device=`blkid | grep -iv UUID | tail -1 | cut -d: -f1`
   device=`blkid -L "$name"`
   if [ -z "$device" ]; then
     echo " name= $name is not the UUID or LABEL. Stop!"
     exit
   fi
fi

fstype=`blkid -p -u filesystem $device | \
         sed -r 's|^.* TYPE="([^"]+)".*$|\1|'`
echo " name= $name, device= $device, fstype= $fstype" >> /tmp/auto_udev.out

# taken from /etc/fstab (keep noauto,user for compatibility)
case ${fstype} in
      vfat)
         fsopts="rw,noauto,user,async,noatime,noexec"
         fsopts="${fsopts},uid=nefedov,gid=nefedov,dmask=022,fmask=133"
         ;;
      ntfs) # ntfs-3g actually
         fsopts="rw,noauto,user,async,silent,noatime,locale=ru_RU.UTF-8"
         fsopts="${fsopts},uid=nefedov,gid=nefedov,dmask=022,fmask=133"
         ;;
      ext2)
         fsopts="rw,noauto,user,defaults,noatime,check=none"
         ;;
      ext3)
         fsopts="rw,noauto,user,defaults,noatime,check=none,data=journal"
         ;;
      iso9660)
         fsopts="ro,noauto,user"
         ;;
      *)
         fsopts="noauto,user"
esac

echo "-fstype=${fstype},${fsopts} :${device}"

echo " -fstype=${fstype},${fsopts} :${device} " >> /tmp/auto_udev.out
echo " " >> /tmp/auto_udev.out

  Несколько проверок как работает:
  1) файловая система без всяких партиций:
  > mkdosfs -I -F 32 -S 512 -n TEST /dev/sdb

  Thu Mar 27 10:09:22 2014, ACTION= add
  DEVNAME= /dev/sdb, ID_BUS= usb
  ID_FS_UUID_ENC= 0286-EB96
  MEDIA_NAME= 0286-EB96

  > touch /media/0286-EB96/test.txt
  > ls /media/0286-EB96/
test.txt

2) две партиции
  > fdisk -lu /dev/sdb
    Device Boot      Start         End      Blocks   Id  System
/dev/sdb1              63     2000062     1004031   83  Linux
/dev/sdb2         2000063     3919859      955867    b  FAT32

  Thu Mar 27 10:33:20 2014, ACTION= add
  DEVNAME= /dev/sdb1, ID_BUS= usb
  ID_FS_UUID_ENC= 239b80a3-fbc6-466f-a0b6-10a040d42656
  MEDIA_NAME= 239b80a3-fbc6-466f-a0b6-10a040d42656

  Thu Mar 27 10:33:20 2014, ACTION= add
  DEVNAME= /dev/sdb2, ID_BUS= usb
  ID_FS_UUID_ENC= 5D45-8B58
  MEDIA_NAME= 5D45-8B58

> ls /media/239b80a3-fbc6-466f-a0b6-10a040d42656/
lost+found  test.ext2
> ls /media/5D45-8B58/
test.fat32

  3) cat debian-7.0.0-amd64-netinst.iso > /dev/sdb

  Thu Mar 27 10:40:34 2014, ACTION= add
  DEVNAME= /dev/sdb, ID_BUS= usb
  ID_FS_UUID_ENC=
  ID_FS_LABEL_ENC= Debian\x207.0.0\x20amd64\x201
  MEDIA_NAME= Debian 7.0.0 amd64 1

  Thu Mar 27 10:40:35 2014, ACTION= add
  DEVNAME= /dev/sdb2, ID_BUS= usb
  ID_FS_UUID_ENC= EABC-7C44
  MEDIA_NAME= EABC-7C44

> [...]
  DEVNAME= /dev/sdb1, ID_BUS= usb
  ID_FS_UUID_ENC=
  ID_FS_LABEL_ENC= Debian\x207.0.0\x20amd64\x201

efi
> ls /media/Debian\ 7.0.0\ amd64\ 1
autorun.inf  doc        install      pool                 README.txt
boot         efi        install.amd  README.html          setup.exe
css          firmware   isolinux     README.mirrors.html  tools
debian       g2ldr      md5sum.txt   README.mirrors.txt   win32-loader.ini
dists        g2ldr.mbr  pics         README.source

  В общем работает как то.

Успехов.
Ю.

[hidden email] -> [hidden email]  @ Thu, 27 Mar 2014 10:46:13 +0400 (MSK):

 y>   У меня udev + autofs настроены. На самом деле решение
 y>   притырено у Stanislav Maslovski, но раз он не пишет,
 y>   расскажу как у меня работает.

Особенное спасибо.  Сделал себе на ту же тему, завелось.