Из-под рута не видны сетевые команды

Рома Тенцер
Нечто странное произошло. aptitude обновлял систему (тестируемый
дистрибутив) и вдруг выдал ошибку, мол, файловая система доступна только
для чтения, да и вообще другая копия dpkg запущена. Вышел из root,
зашёл, попробовал снова с тем же результатом. Перегрузился — система не
загрузилась, ибо пожаловалась на ошибки файловой системы, потребовала
вручную провести проверку. Провёл, пофиксил всё, что предложили
пофиксить, перезагрузился, загрузился. Пробую в терминале iwconfig
из-под рута — команда не найдена. Пробую ifup — команда не найдена.
Пробую из-под sudo — всё в порядке, находит, работает. Дозапускаю sudo
dpkg --configure -a — всё нормально доустанавливается (насколько я
понимаю), только жалуется на util-linux-locales — при обработке
произошли ошибки, абсолютно неработоспособен. А iwconfig и ifup из-под
рута всё равно не находятся.

Что это может быть и как это исправить?

Re: Из-под рута не видны сетевые команды

Alexander Galanin-3
02.08.2018 16:33, Рома Тенцер пишет:
> Нечто странное произошло. aptitude обновлял систему (тестируемый
> дистрибутив) и вдруг выдал ошибку, мол, файловая система доступна только
> для чтения, да и вообще другая копия dpkg запущена. Вышел из root,

Если посреди нормальной работы файловая система перешла с режим "только
чтение", то вероятно с ней случилось что-то очень плохое. Советую
посмотреть в логах на ошибки с диском, спросить об ошибках самого диска
через smartctl.

> [...]
> понимаю), только жалуется на util-linux-locales — при обработке
> произошли ошибки, абсолютно неработоспособен. А iwconfig и ifup из-под

Судя по описанию, в системе испорчено неизвестное количество файлов.
Можно с помощью debsums их найти и переустановить соответствующие
пакеты. Но конфигурационные файлы и содержимое /var таким образом
проверить не выйдет.

Проще всего будет забэкапиться, проверить диск (команда badblocks),
пересоздать на нём файловую систему заново и с нуля переустановить систему.

Что же до недоступности команд из разного окружения, то это скорее всего
связано с тем, что запортился конфиг-файл, в котором лежит установка
переменной PATH для рута (скорее всего, /root/.hashrc). Для проверки
можно запустить "echo $PATH" от рута, "sudo sh -c 'echo $PATH'" от
пользователя и сравнить результаты.

Alexander Galanin